Планируя учебный процесс, учитель вначале должен определить по какой программе и по каким учебником он будет работать с учащимися. В настоящее время есть несколько таких программ и множество учебников.
Авторы большей части программ сопровождают их учебно-методическим комплексом (УМК), включающим учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителей. Выбор огромен, поэтому начинающему учителю следует посоветоваться с коллегами, а также учесть материальные возможности школы.
Обычно УМК содержит тематическое планирование на все годы обучения, а иногда и краткое поурочное планирование (частично). Поэтому учителю в большинстве случаев остаётся составить календарнотематический план, а затем поурочные планы. Предварительно надо знать продолжительность учебного года по классам и длительность урока в начальных классах. Обычно длительность урока может варьироваться от 30 до 40 минут в первом классе, постепенно увеличиваясь в других. Что касается числа учебных недель в учебном году, то рекомендуется ориентироваться фактически на 30 недель или чуть менее. Это связано с тем, что низкие температуры и карантины в зимний период могут на 10-15% сократить продолжительность учебного года. Поэтому необходимо запланировать достаточный резерв учебного времени.
При планировании следует не забывать о планировании экскурсий в природу, в сад, на ферму, фабрику, строительную площадку и т.п. экскурсии проводятся с целью накопления непосредственных наблюдений и впечатлений объектов и явлений, связанных с изучением материала по математике. Например, экскурсия в магазин позволяет детям наблюдать процесс купли-продажи и связанные с ним правила пользования весами, определения стоимости товаров, цены и т.п. Полученные знания затем используются при решении задач на последующих уроках. После изучения темы «Площадь геометрических фигур» можно провести измерительные работы на местности или пришкольном участке.