Перед тем как рассмотреть цели и задачи обучения современных младших школьников математике следует напомнить, как их понимал В.А. Сухомлинский. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что задачей начальной школы является научить ребёнка писать, считать и бегло читать. К концу второго года обучения ученик должен навсегда запомнить таблицу умножения и выполнять все арифметические действия в пределах 100. А в третьем классе должен запомнить все комбинации арифметических действий в пределах 1000. Хотя с тех пор прошло более 40 лет, автору представляется, что мнение Сухомлинского не потеряло своей актуальности.
Зачем гоняться за освоением теоретико-множественного построения математики, если ребёнок не умеет бегло читать со скоростью 150-300 слов в минуту? Если он читает медленно, то дойдя до конца условия задачи, забывает что было в начале – он не может эту задачу ни понять, ни решить. Его умственное развитие остаётся недостаточным.
Тем не менее, цели и задачи начального обучения математике с каждой новой реформой образования пересматриваются, меняются, расширяются. Однако, реформаторы от образования забывают тот факт, что психика человека, по мнению некоторых психологов, не меняется уже миллион лет.
Среди целей обучения выделяют образовательные, развивающие и воспитательные. Учащиеся должны овладеть системой теоретических знаний по математике и овладеть рядом умений и навыков, заложенных в программе. Эти знания должны быть осознанными и на достаточно высоком уровне обобщения.
Развивающее обучение направлено на их интеллектуальное развитие, на развитие познавательных способностей и интересов.
Обучение математике направлено на формирование черт личности: трудолюбия, воли, внимания, воображения, аккуратности, положительного отношения к учебному труду.
Задачи обучения математике заложены в программе и детально прописаны по годам обучения. При этом учитывается, что курс математики имеет, в основном, концентрическое построение